Пояснительная записка.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколого - краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.
Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности
Добровольное участие детей.
Наполняемость кружка: 10-12 детей старшего дошкольного возраста.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.
Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности –1 раз в неделю, во второй половине дня.
Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Цели и задачи программы:
Создание условий для формирования эколого-краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста.
Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и детей.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.
П.З.:-познавательные задачи
Р.З.:-развивающие и речевые задачи
В.З.:-воспитательные задачи.
Сентябрь
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
«Хлеб-всему голова» |
П.З.: углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол;
Р.З.: формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов;
В.З.: воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Беседа: «Как выращивают хлеб»; чтение рассказов, стихотворений. |
Игра-путешествие |
2.09 |
«Зерновые культуры» |
П.З.: познакомить детей с зерновыми культурами;
Р.З.: учить отвечать на вопросы полным предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы;
В.З.: воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. |
Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами;
исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение) |
Беседа |
10.09 |
«Почему зерно в землю сеют?» |
П.З.: закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях;
Р.З.: учить пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений, активизировать словарь: перегной, удобрение;
В.З.: воспитывать чувство ответственности за порученное дело |
Наблюдение за прорастанием семян. |
Исследовательская деятельность: Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. |
16.09 |
«Злаки родного края» |
П.З.: углублять знания детей о злаках родного края;
Р.З.: развивать память, мышление;
В.З.: воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурса. |
Рассматривание зерен; дид. игра «Достань и назови», «Горшочек каши» |
Турнир знатоков. |
24.09 |
Октябрь
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
«Таинственное лесное царство» |
П.З.: обогащать представление детей о значении леса в жизни человека; объяснить причину исчезновения леса; систематизировать представление о лесе, как об экосистеме;
Р.З.: Совершенствовать монологическую речь детей, активизировать словарь: сообщества, многоярусность;
В.З.: Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. |
Отгадывание загадок о деревьях, сравнение листьев, чтение стихотворений о лесе. |
Беседа |
1.10 |
«Удивительный лес. Кора дерева» |
П.З.: уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;
Р.З.: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
В.З.: воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. |
Рассматривание иллюстраций; сравнение кусочков коры. |
Экскурсия |
8.10 |
«Что было бы, если…» |
П.З.: расширять представление детей о лесе, как об экосистеме; Р.З.: формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то»;
В.З.: воспитание бережного отношения |
Чтение рассказов, стихов о лесе; проведение экологических игр. |
Игра-путешествие. |
14.10 |
«Растения и животные леса»
Ноябрь
Тема |
к лесу.
П.З.: уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края;
Р.З.: развивать память, быстроту реакции;
В.З.: воспитывать уважительное отношение к живой природе.
Задачи |
Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихотворений.
Предварительная работа |
Экологическая игра.
Формы работы |
22.10
Дата проведения |
«Природа - наш общий дом»
Человек- часть природы» |
П.З.: учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями;
Р.З.: развивать логическое мышление, сообразительность;
В.З.: показать значение природы в укрепление здоровья человека.
П.З.: познакомить детей с работой экологов, природоохранительных организациях;
Р.З.: приучать детей к самостоятельности суждений;
В.З.: формировать представление о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. |
Работа с иллюстрациями
«Чему научился человек у природы»
Рассматривание иллюстраций; чтение произведений. |
Беседа
Игра «Мы-экологи» |
5.11
11.11 |
«Круговорот воды в природе» |
П.З.: учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями;
Р.З.: развивать логическое мышление, сообразительность;
В.З.: вызвать интерес к изучаемой теме. |
Экспериментальная деятельность (опыт с горячей водой и стеклом) |
Эклогическая игра «Путешествие капельки». |
19.11 |
|
«Береги природу» |
П.З.: Закреплять умение правильно вести себя в природе;
Р.З.: развивать монологическую форму речи;
В.З.: воспитывать бережное отношение к природе. |
Работа с картинками «Зачеркни те картинки, на которых люди поступают плохо». |
Беседа |
25.11 |
|
Декабрь
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Планета Земля в опасности» |
П.З.: Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух;
Р.З.: развивать экологическое мышление, речь;
В.З.: воспитывать любовь к природе, правильному с ней обращению. |
Плакат «SOS»,
Рассматривание иллюстраций |
Рассказ-беседа |
2.12 |
|
«Море бывает в беде» |
П.З.:Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные;
Р.З.:развивать экологическое мышление, речь;
В.З.:Воспитывать любовь к природе. |
Картины, фотографии, рассматривание рисунков детей «Нефть в море». |
Беседа |
10.12 |
|
«Город, в котором хотел бы я жить» |
П.З.:формировать представление детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично;
Р.З.:развивать творческие способности, мышление;
В.З.:воспитывать ценное отношение к природе родного города. |
Беседа» Мой город»,
строительные игры |
Беседа |
16.12 |
|
«Твой город-твое здоровье» |
П.З.:расширять представление детей о городе, как о доме с экологически полноценным окружением человека средой;
Р.З.:развивать творческое воображение, любознательность;
В.З.:воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. |
Рассказы, рассматривание иллюстраций |
Экологическая игра |
24.12 |
|
Январь
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Свойства воды» |
П.З.:расширять знания детей о воде и ее свойствах;
Р.З.:развивать мышление, любознательность;
В.З.:воспитывать экономное отношение к воде. |
Чтение стихов о воде, льде, дожде, инее и т.д. |
Экспериментальная деятельность |
9.01.2014 |
|
«В гостях у подводного царства» |
П.З.:углублять представления детей об обитателях морей и океанов;
Р.З.:развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства»;
В.З.:воспитывать доброту. |
Рассматривание иллюстраций, предметных картинок. |
Работа с природоведческой литературой |
15.01 |
|
«Морские коровы и Красная книга» |
П.З.:познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми животными и растениями;
Р.З.:развивать любознательность;
В.З.:воспитывать доброту, отзывчивость. |
Рассматривание картинок с изображением крупных морских животных |
Работа с природоведческой литературой |
22.01 |
|
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» |
П.З.:дать представления об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
Р.З.:способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.
В.З.:воспитывать экологическую культуру. |
Беседа «Что было бы, если бы не было воды…» |
Экологическая игра |
29.01 |
|
Февраль
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Зимние явления в природе» |
П.З.:закрепить знания о зимних явлениях;
Р.З.:развивать игровой замысел, творческую фантазию и воображение;
В.З.:воспитывать бережное отношение к природе. |
Лепка снеговика, рассматривание снежинок, изготовление аппликации. |
Исследовательская деятельность |
5.02 |
|
«Что такое снег» |
П.З.:расширять представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства;
Р.З.:развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, активизировать речь: тает, замерзает;
В.З.:воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. |
Игры со снегом, чтение стихов и рассказов. |
Беседа |
12.02 |
|
«Тайна воздушного пузырька» |
П.З.:расширить знания детей о воздухе, его свойствах; познакомить с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения;
Р.З.:формировать интерес к экспериментальной работе;
В.З.:воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. |
Игры с вертушками |
Экспериментальная деятельность |
19.02 |
|
«Рисунок на бумаге» |
П.З.:вызвть желание заниматься творчеством;
Р.З.:развивать творческое воображение, эстетический вкус;
В.З.воспитывать желание любоваться зимней природой. |
Наблюдения в природе |
Изотворчество |
26.02 |
|
Март
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Зеленый лук на подоконнике» |
П.З.:формировать представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук,
Р.З.:развивать внимание, наблюдательность;
В.З.формировать интерес к выращиванию зелени. |
Зарисовка лука на странице календаря |
Исследовательская деятельность |
4.03 |
|
«Комнатные растения в уголке природы» |
П.З.:расширять знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить с правилами поливки;
Р.З.:развивать связную речь через умение рассказывать об особенностях строения растений;
В.З.:воспитывать желание ухаживать за ними. |
Рассматривание растений в уголке природы |
Наблюдение |
12.03 |
|
«Изучаем строение цветка» |
П.З.:учить детей определять части цветка;
Р.З.:учить описывать растения;
В.З.:воспитывать бережное отношение к растениям. |
Рассказ о правилах ухода за комнатными растениями; зарисовка цветка на страницах календаря |
Беседа |
19.03 |
|
«Посадка комнатных растений» |
П.З.:учить правильной посадке комнатных растений;
Р.З.:развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними;
В.З.:воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. |
Моделирование трудового процесса |
Практическая деятельность «Мы-цветоводы» |
26.03 |
|
Апрель
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Человек-верный сын природы» |
П.З.:формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»;
Р.З.:развивать у детей творческие способности;
В.З.:воспитывать бережное отношение к родной природе. |
Чтение произведений литературы, дидактическая игра с элементами драматизации |
Беседа |
02.04 |
|
«Наблюдение за ветками в вазе» |
П.З.:показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода, свет);
Р.З.:развивать внимание, наблюдательность;
В.З.:формировать интерес к изменениям в состоянии веток. |
Рассказ, зарисовка веток на страницах календаря. |
Экспериментальная деятельность |
09.04 |
|
«Наблюдение за мать-и-мачехой» |
П.З.:найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные-более сухие и теплые места-места на газонах;
Р.З.:развивать связную речь детей;
В.З.:воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Рассказ-описание, зарисовка цветов мать-и мачехи на страницах календаря |
Экскурсия на участке детского сада. |
16.04 |
|
«Юные спасатели» |
П.З.:закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации;
Р.З.:способствовать развитию основ экологического сознания детей;
В.З.:воспитывать экологическую культуру. |
Чтение познавательных рассказов о лесе, беседа о правилах поведения людей в природе в весенний период года. |
Игра-путешествие |
23.04 |
|
Май
тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Формы работы |
Дата проведения |
|
«Лекарственные растения-среда оздоровления организма человека» |
П.З.:формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения;
Р.З.:развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей;
В.З.:воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами) |
Эколого-природоведческая игра. |
02.05 |
|
«Наблюдение за одуванчиком и мать-и-мачехой» |
П.З.:показать массовое цветение одуванчиков; сравнить и установить разницу во внешнем виде одуванчиков и мать-и-мачехи;
Р.З.:развивать внимание наблюдательность, монологическую форму речи детей;
В.З.воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к растениям. |
Рассматривание цветов; зарисовка одуванчиков и мать-и-мачехи на страницах календаря; |
Экскурсия на участке детского сада. |
07.05 |
|
«Наблюдение за божьей коровкой» |
П.З.:дать представление о внешнем виде божьей коровки, питании, пользе человеку;
Р.З.:развивать связную речь детей;
В.З.:воспитывать бережное отношение. |
Рассказ-описание,
рассматривание иллюстраций, зарисовка на страницах календаря. |
Экскурсия на участке детского сада. |
14.05 |
|
«Что растет на грядках?» |
П.З.:познакомить детей, что растет на грядках, о пользе зелени для эдоровья человека;
Р.З.:развивать наблюдательность, монологическую речь детей;
В.З.:воспитывать желание ухаживать за огородом. |
Рассказ-беседа, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. |
Экскурсия на огород. |
22.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|